Содержание |
2022
Рост производства презервативов на 3,8% до 35,5 млн штук
Объем производства презервативов в России по итогам 2022 года составил 35,5 млн штук, увеличившись на 3,8% относительно 2021-го. Такие данные со ссылкой на статистику Росстата в начале декабря 2023 года привели аналитики AnalyticResearchGroup.
По их словам, рынок презервативов в России сильно зависит от импорта. Из материалов Минпромторга за 2022 года следует, что в России производится только седьмая часть потребляемых презервативов. В среднем, внутреннее производство в России составляет 100 млн шт. в год, импортируется до 600 млн. штук.
В 2022 году об уходе из России сообщила британская компания Reckitt, производящая презервативы под марками Durex и Contex и владевшей около 60% российского рынка. Сворачивание бизнеса Reckitt в РФ резко усилило ажиотажный рост спроса на презервативы в стране. Так, весной 2022 года резко выросли продажи лекарств и различных медицинских изделий, в том числе презервативов, поэтому сведения об уходе крупного производителя еще больше подстегнули продажи. Однако позже компания Reckitt» сообщила, что не планирует сворачивать или передавать кому-либо российский бизнес.
Эксперты считают, что проблемы с импортом не оказали заметного влияния на внутреннее производство презервативов в России.
В аналитической компании TK Solutions оценили объем выпуска презервативов в России в 35,5 млн штук по итогам 2022 года. Лидирующий федеральный округ РФ по производству презервативов – Южный ФО (94,9% производства за период с 2017 по 2022 гг.), на втором месте – Центральный ФО (5,1% производства). Крупнейшими производителями презервативов в России по итогам 2022 года названы следующие компании:
- ООО «Группа Полипластик»
- ООО «Века рус»
- ООО «Про аква»
- ООО «Техстрой"
- АО «Хемкор»
- ООО«Икапласт».[1]
Спрос на презервативы в России с начала года упал на 16%
Продажи презервативов в российских аптечных сетях в январе-июле 2022 года снизились в натуральном выражении на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го до 11,9 млн упаковок. В торговых сетях подсчитала аналитическая компания DSM Group (данные опубликованы 1 сентября 2022 года)
Падение было в каждом месяце за исключением марта — тогда на фармацевтическом рынке наблюдался ажиотажный спрос. Для презервативов, отмечают DSM Group, мартовский рост составил всего 4%, а спад в апреле спад — 30% по сравнению с 2021 годом.
Причиной снижения продаж аналитики DSM Group называют переориентацию потребителей на другие каналы продаж. Сервис Moneyplace подсчитал, что в январе-июле 2022 года на крупнейших интернет-площадках — Wildberries и Ozon — россияне приобрели в 3,4 раза презервативов больше, чем в 2021-м. Однако это не компенсирует падение аптечных продаж и не меняет тенденцию снижения популярности контрацептивов в России.
При этом вместо презервативов россияне стали чаще покупать альтернативные средства контрацепции. Так, несмотря на падение в последние три года, спрос на гормональные пероральные контрацептивы в аптеках вырос в годовом выражении на 11%, до 12 миллионов упаковок. Также на 8,5% увеличились продажи вагинальных колец, суппозиториев, внутриматочных терапевтических систем и других аналогичных товаров.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций
По словам заведующего отделением амбулаторной гинекологии госпиталя на Мичуринском проспекте сети «Клиника Фомина» Дмитрия Гусева, продажи альтернативных средств контрацепции продолжат рост — по сравнению с презервативами они экономически более выгодны
Сильнее всего спрос упал на дорогие презервативы. В дешевом сегменте продажи даже выросли, говорит заместитель гендиректора сети «Советские аптеки» Михаил Терехин. На это мог повлиять и сезонный фактор, как правило, летом россияне покупают средства контрацепции реже. [2]
2021: Падение продаж на 7,2% в штуках и на 6,3% в рублях
В 2021 году в России было продано на 7,2% меньше презервативов, чем годом ранее. В выручка от их реализации также снизилась - на 6,3%, свидетельствуют данные аналитической компании DSM Group, опубликованные в январе 2022 года.
Представитель одной из российских аптечных сетей в разговоре с порталом News.ru отметил, что в первую очередь спрос упал на дорогие средства контрацепции.
В ассортименте присутствуют презервативы разных ценовых ниш — как бюджетные, так и достаточно дорогие. Вот последние приобретают всё реже и реже, поэтому мы их даже закупать стали меньше, особого смысла нет, — рассказал собеседник издания. |
По его словам, если до пандемии коронавируса COVID-19 презервативы «разлетались как горячие пирожки», то сегодня ситуация изменилась — «люди стали экономить даже на таких вещах». Эксперты считают, что падение спроса вызвано постоянно растущей стоимостью презервативов. В 2021 году средняя цена одной упаковки контрацептивов составила 288 рублей.
Социолог Сергей Таланов призвал не связывать сокращение продаж презервативов с потерей интереса к сексу. Он предположил, что тренд связан с ухудшающимся материальным положением граждан. На фоне пандемии многие россияне либо потеряли работу, либо стали зарабатывать значительно меньше.
Заведующий отделом НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора академик РАН Вадим Покровский в беседе с News.ru предположил, что экономический фактор — один из важнейших.
Даже 50 рублей за презерватив — это очень дорого для малообеспеченных граждан, особенно для молодёжи. Человек ещё подумает, что купить — пару бутылок пива или пачку презервативов, — пояснил эксперт.
Вице-президент независимой психиатрической ассоциации России, сексолог Алексей Перехов допустил, что россияне стали реже пользоваться средствами защиты.[3]
2012: Импортировано 33 млн упаковок
Объемы импортных поставок презервативов в Россию в стоимостном выражении в 2012 г. стали выше на 37%, достигнув показателя 0,06 млн. В натуральном выражении в 2012 году в Россию был импортировано 33 млн упаковок презервативов (сюда входят и 3-х штучные, и 12-ти штучные, и 10-и штучные упаковки и т.д.), что меньше на 31%, чем в предыдущем 2011 году. Если темпы прироста останутся прежними в 2013 году, то можно будет засвидетельствовать то, что объем поставок снижается, а цена за презервативы увеличивается. Однако, это может также говорить о том, что брендовая продукция (Durex, Life Styles, Contex, Vizit, Sico, Reflex, Masculan) вытесняет на рынке дешевую продукцию, объем поставок которой большой, но стоимость значительно меньше тех же Contex, Durex, Vizit и т.д.
Почти все мировое производство ведется в местах, близких к источникам материала для презервативов (латекса) — в Юго-Восточную Азию. Крупнейшие страны-производители — это Таиланд, Индия, Республика Корея, Китай. В Таиланде изготавливаются презервативы таких марок, как Durex, LifeStyles, Contex, King, в Индии — Durex и LifeStyles, в Корее — Contex.
В структуре импорта презервативов в натуральном выражении на первом месте по величине импорта в 2012 году был бренд Erotica Deluxe (31%). В 2012 году доля презервативов, выпускаемых под этим брендом, в объёме всего импорта презервативов составила 31%. На втором месте располагается продукция торговой марки Contex. Доля контрацептивов, импортируемых в Россию в 2012 году, составила 16%. На третьем месте - компания Shanghai Biomed Industrial (14%), ей принадлежит ряд брендов, ассортимент продукции которых не отличается высокой стоимостью.
В структуре импорта 42% от объёма приходится на презервативы, поставляемые Durex, в стоимостном выражении. Если не учитывать её продукцию в структуре импорта, то наибольшую долю в стоимостном выражении будет занимать продукция торговых марок Contex (30%), Luxe (8%), Viva (6%).
В России производством презервативов занимаются два предприятия –Армавирский завод резиновых изделий ('АЗРИ') и Серпуховской завод «Эластомер». Питерская фирма «Безопасный секс» и компания «Болеар Медика» занимаются дистрибуцией, однако, в сферу их деятельности входит часть производства: получая нетестированные презервативы, они осуществляют их тестирование и упаковку. По производству презервативов в стоимостном выражении отечественные производители достигли показателя в ,39 млн в 2012 году.
2011 год
Объем рынка презервативов в России в стоимостном выражении составил в 2011 г. 7,3 млн, а в 2012 году рынок увеличился на 47% и стал составлять 5,2 млн (данные DISCOVERY Research Group).